ШкольникамОлимпиады

Девушка-разгадка

В ХХ юбилейной олимпиаде по криптографии победу завоевала школьница из Подмосковья − ученица 11 класса школы-интерната «интеллектуал» Александра Гаража. Впервые участие в математической олимпиаде Саша приняла, когда училась в седьмом классе. Это была интернет-олимпиада, проводившаяся в честь столетия со дня рождения выдающегося советского математика, криптографа и педагога Ивана Яковлевича Верченко. С тех пор Александра поняла, что ей нравятся две вещи: пробовать силы на математических олимпиадах школьников и криптография как наука.

КРИПТОЧЕМПИОНКА

Сильнее всего захватывал процесс разгадывания «математических ребусов». «Решение задач по криптографии сродни разгадыванию сложных загадок, в школе таких предметов не преподают», – поясняет Саша. Успехам в криптографии помогает основательная база – в школе-интернате «Интеллектуал» кроме углубленного изучения математики также преподают разные иностранные языки. Помимо английского Саша изучает также французский и китайский языки, и знание лингвистики помогает решать криптографические задачи, построенные на расшифровке текста.

Стала ежегодно участвовать в олимпиадах по криптографии, за успешное решение задач получала похвальные грамоты, развивала успех. Хотя, по воспоминаниям Саши, «олимпиада по криптографии почему-то проводится в самое холодное воскресенье ноября», мороз на улице, похоже, только усиливал волю к победе. Было «взято» третье место, затем второе, и, наконец, Александра Гаража стала победительницей последней победительницей ХХ Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии.

Год оказался «урожайным»: Саша одержала победу не только в олимпиаде по криптографии, но и в олимпиаде первого уровня – Московской математической, а также Московской физической олимпиадах. Дополнительно талантливая девушка получила похвальную грамоту на Всероссийской олимпиаде школьников по математике, призёром которой уже стала годом ранее.

В этом году Александра оканчивает среднюю школу. Блестящие победы на олимпиадах открывали перед ней возможность поступить без экзаменов практически в любой профильный вуз. Она остановила свой выбор на Государственном университете – Высшей школе экономики. «Девушки-загадки» – не редкость, ну а единственной «девушке-разгадке» Александре Гараже можно только пожелать успеха в выбранной профессии.

Задача модернизации экономики России, поставленная политическим руководством страны, невыполнима без квалифицированных специалистов по высоким технологиям. Процесс их подготовки занимает многие годы, и важным «конкурентным преимуществом» является выигрыш времени. Поэтому актуально создание сквозной – от школы до вуза – системы выявления и культивирования талантов для наукоёмких отраслей. Для молодой отрасли, информационной безопасности, такую систему уже начали выстраивать.

ГЕНИЙ БЕЗ ЗЛОДЕЙСТВА

В каком возрасте начинают проявляться профессиональные таланты будущих банковских специалистов по информационной безопасности? Когда лучше начинать обучение этой специальности? Для ответа на данный вопрос следует определить, какая из школьных дисциплин наиболее близка будущей профессии. Прежде всего это математика, с которой начиная с 1970-х годов, всё более тесно сопрягается криптография, самая что ни на есть «профильная» дисциплина.

Известно, что способности к математике, как к музыке или спорту, проявляются уже в раннем возрасте. Для математически одарённых детей созданы возможности углублённо изучать школьный курс, заниматься дополнительно, обучаться в специализированных классах и школах. Действенным механизмом выявления и стимулирования талантливых юных математиков являются олимпиады по различным предметам.

В школе на банкиров, «безопасников» или IT-специалистов не обучают, и олимпиад школьников по подобным предметам не проводится. Зато издавна известны математические олимпиады, а с недавних пор начато проведение специфических олимпиад – по математике и криптографии. Именно такой профиль как нельзя лучше подходит для будущих специалистов по информационной безопасности, в частности – кредитно-финансовой системы.

О том, что специалистов по информационной безопасности нужно готовить сызмальства, говорят и практики. «Низкозатратная» практика отбора перспективных студентов на последних курсах вузов продемонстрировала не самую высокую эффективность. По свидетельству кадровиков «Лаборатории Касперского», социальные ориентиры студентов ведущих вузов второму-третьему курсу уже сформированы. Многие из будущих IT-специалистов к этому моменту уже предпочитают работу за рубежом, а иные увлечены «хакерской романтикой». Талант при приёме на работу ценится, а вот «злой гений» никому не нужен.

Наверное, следует хорошо подумать, прежде чем привлекать к созданию антивирусных программ молодого специалиста, который ночами увлечённо пишет вирусы, пусть даже «из чистого интереса». Гораздо надёжнее находить подающих надежды старшеклассников и заниматься не только их обучением, но, главное, воспитанием – формированием мировоззренческих ценностей.

Я Б В КРИПТОГРАФЫ ПОШЁЛ…

Школьные олимпиады по математике и криптографии можно назвать «первой ласточкой» выстраивания системы «раннего обнаружения» юных дарований в сфере информационной безопасности. Проводятся они для того, чтобы выявлять школьников с математическими и криптографическими способностями по всей стране, создавать им благоприятные условия для дальнейшего развития и выбора профессии.

«Перегибы», допущенные при введении единого государственного экзамена, выправляются следующим образом. В июле 2009 года на заседании Государственного совета по молодежной политике было принято постановление, которое превратило олимпиады школьников в одну из основных форм отбора молодых талантов.

С тех пор победа в олимпиадах, «сертифицированных» Министерством образования и науки РФ, обеспечивает «зелёный свет» профессиональному будущему школьника. В результате, применительно к нашей тематике, награда победителю – великолепные перспективы: поступления в ведущие вузы на специальности, связанные с информационной безопасностью; получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства.

Победа на олимпиаде школьников по математике и криптографии, подкреплённая дальнейшим профильным высшим образованием, украсит резюме любого кандидата на должность сотрудника службы информационной безопасности банка. Школьникам из математико-криптографического «олимпийского резерва» открываются хорошие карьерные перспективы. Банковским кадровикам предлагается надёжный ориентир подбора специалистов по информационной безопасности. Следует отметить, что отечественной традиции поиска одарённых детей при помощи проведения олимпиад школьников уже три четверти века. Они начали проводиться в 1933–1934 годах в Ленинградском университете, а потом и в Москве. В настоящее время аналогичная система представлена Всероссийской олимпиадой школьников и рядом олимпиад, входящих в официальный перечень Минобрнауки РФ. Подобный статус имеет и «Турнир Ломоносова», проводимый МГУ по химии, физике, математике и истории.

ОРИЕНТАЦИЯ В ПЕСТРОТЕ

Наряду с «классическими» олимпиадами школьников в 1998 году появились проводимые вузами. Некоторые из вузовских олимпиад создавались как замена пробных вступительных экзаменов, проводимых на платной основе и запрещенных Минобрнауки РФ. Или же вообще для подмены вступительных экзаменов и облегчения жизни приёмной комиссии.

Ориентироваться в подобной пестроте стало нелегко. Оценить уровень различных вузовских олимпиад Министерство образования и науки РФ поручило специально созданному Российскому совету олимпиад школьников, возглавляемому ректором МГУ им. М.В. Ломоносова академиком В.А. Садовничим. В результате количество олимпиад в перечне, дающих право на льготы при поступлении, сократилось до 120 в 2008/2009 учебном году и до 87 – в 2010/2011. Что ж, как говорится, лучше меньше, да лучше.

С другой стороны, есть действительно интересные. Такие как олимпиады творческих проектов, вроде «Шага в будущее» МГТУ им. Баумана или конкурса «Юниор» МИФИ. Согласно условиям этих конкурсов школьники под руководством вузовских преподавателей проводят исследования, а потом, как при защите дипломной работы или диссертации, доказывают значимость результатов. К сожалению, такая интересная форма олимпиад плохо согласуется с формальной нормативной базой и не сулит прямых льгот при поступлении в вузы.

Ещё одно нововведение – междисциплинарные олимпиады школьников по новым предметам, которые в школе пока не преподают. Наиболее ярким примером является олимпиада по нанотехнологиям, на которой школьнику приходится проявить смекалку и знания одновременно по физике, химии и математике. Следует отметить, что профильная же для информационной безопасности олимпиада также является междисциплинарной, поскольку требует познаний как в математике, так и в информатике. Полный официальный список олимпиад школьников по различным предметам с датами проведения в регионах можно найти на сайте Российского совета олимпиад http://www.rsr-olymp.ru.

Различные льготы при поступлении в вуз определены в приказе Министерства образования и науки РФ № 285 от 22 июля 2007 года «Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников». Победителям и призёрам при поступлении в вузы предоставляются льготы в зависимости от одного из трёх уровней олимпиад школьников, установленных Минобрнауки РФ.

ВСЁ ДЕЛАЕТСЯ ПО УМУ

Критериями определения уровня олимпиады являются количество участников, трудность предлагаемых им задач и количество регионов, в которых она проводится. Вузы выбирают, приравнивать «олимпийцев» к абитуриентам, получивших максимальное количество баллов ЕГЭ по предмету олимпиады, или к лицам, успешно прошедшим дополнительный творческий конкурс. Могут вообще решить зачислять их без вступительных испытаний на специальность по профилю олимпиады.

Олимпиада по математике и криптографии относится ко второму уровню сложности из-за того, что, несмотря на высокую сложность задач, это далеко не самые массовые предметы. Победа на этой олимпиаде может быть засчитана при поступлении в вуз как 100 баллов ЕГЭ по математике. Их организует межвузовское учебно-методическое объединение (УМО) по информационной безопасности, в которое входит на сегодняшний день порядка 100 вузов. Готовится и проводится олимпиада в самом деле «по уму».

Предварительный отбор проводится в Интернете, прошедшие его кандидаты получают право участвовать в основном туре. Площадки предоставляются обычно профильными кафедрами вузов, входящих в УМО по информационной безопасности, в этом году олимпиада проводилась в 28 городах. В олимпиаде участвуют ученики не только выпускного 11-го, но и 8–10 классов, разумеется, по отдельным комплектам заданий.

Организаторам олимпиад приходится обеспечивать информационную безопасность своих мероприятий, пресекать попытки решать задачи за школьников похожими на них юношами и девушками. В этом году шесть человек были удалены с Объединенной межвузовской олимпиады по математике за попытку сфотографировать варианты и переслать их приятелям при помощи мобильных телефонов. Задания на Дальнем Востоке и в регионах Восточной Сибири отличаются от предлагаемых в Центральной России. Делается это для того, чтобы школьники более ранних часовых поясов не снабжали ответами сверстников в европейской части страны.

НА ТЯГЕ ЭНТУЗИАЗМА

Первое место присуждается за все шесть решенных задач, что случается редко, даже при допущении незначительных недочётов. Второе место присуждают за пять, третье – за четыре полностью решенные задачи. Методическая комиссия олимпиады отвечает за сложность поставленных задач, а жюри за качество проверки решений, расставляя баллы и определяя победителей и призеров.

Процент победителей и призеров олимпиад по криптографии невелик, всего 7-8% от общего числа участников. В 2011 году на 2000 участников очного тура пришлось только 65, занявших призовые места. Совсем немного в сравнении с вузовскими «абитуриентскими» олимпиадами, на которых доля победителей может доходить до 35% от общего числа участников. Но те ориентированы на защиту от злоупотреблений результатами ЕГЭ – на заполнение бюджетных мест действительно успевающими студентами. Организаторы олимпиад школьников по математике и криптографии ориентируются на другой принцип: мал золотник, да дорог.

Следует с огорчением констатировать, что отечественный высокотехнологический бизнес, столкнувшись с проблемой подготовки кадров, за редкими исключениями не спешит участвовать в её решении. Так часто случается перед лицом стратегических задач, решение которых не сулит быстрой выгоды.

Это уже готовые специалисты по информационной безопасности идут нарасхват, работодатели борются за них и даже пытаются перекупать друг у друга. Что ж, охотники на готовенькое – древнейший человеческий психотип. Пока же впрягаться в выстраивание сквозной системы подготовки кадров приходится государственным органам, вузам и отдельным энтузиастам, при участии в лучшем случае государственных корпораций.

Среди немногочисленных положительных примеров поддержки системы поиска и будущих специалистов – участие «Роснано» в проведении профильной олимпиады для школьников. Особенно отрадна основательная поддержка проведения юбилейной, двадцатой по счету, олимпиады по математике и криптографии, оказанная в этом году Межрегиональной общественной организации «Ассоциация защиты информации».

На фото: член-корреспондент РАЕН, доцент, канд. физ.-мат. наук А.Б. Ремизов вручает приз Александре Гараже – победительнице ХХ олимпиады по криптографии.